В ландшафтном дизайне ритм — это повторяемость отдельных элементов и расстояний между ними. Примером могут служить аллейные посадки. В ритмических построениях участвует несколько элементов, причем устойчивое впечатление ритма возникает при их повторении 5—8 раз. Эмоциональное воздействие ритма возрастает при увеличении числа элементов, но до известного предела, после которого наступает утомление, возникает ощущение монотонности. Не случайно поэтому применяют разные приемы построения аллей: чтобы снизить монотонность, меняют расстояния между деревьями, открывая в стороны пространство, включают в ритмический ряд цветники, фонтаны, скульптуры. Простой ритм из одного вида деревьев может разнообразить включение кустарников; можно создать ритм, применяя чередование групп, например, из трех тополей пирамидальных и пяти кустарников (спирея, сирень); чередуя плодовые деревья с ягодниками и т. п.
Контраст и нюанс — важнейшие композиционные средства. Ни в коем случае нельзя злоупотреблять контрастом, а тем более строить только на нем композицию сада. Обязательно сочетайте контраст с нюансом — тонким переходом похожих друг на друга, незначительно отличающихся форм, красок, пространств. Нюансные соотношения требуют хорошего знания материала и тщательности исполнения. Чаще всего именно на нюансах строится цветовая композиция сада.
Размещение отдельных элементов в саду может быть симметричным и асимметричным — по отношению к оси композиции, которой может быть линия взгляда либо дорога, а иногда ось садового домика. Симметрию, т. е. размещение одинаковых предметов на равном расстоянии от оси, используют там, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, внести в композицию ощущение порядка, строгость и торжественность. Однако равновесие, гармония могут быть достигнуты и при живописном, асимметричном решении композиции, когда предметы, не равные по величине и форме, размещаются так, что создают впечатление уравновешенности. Именно такое размещение растений и есть в природе. Для маленького садового участка оно вполне естественно.
Комментарии