Что может стать главным композиционным узлом в ландшафтном дизайне участка? Отдельно стоящее дерево либо красиво цветущий кустарник, штамбовая форма, группа из валунов с цветами, зеркальце маленького водоема. Но при этом надо помнить, что для хорошего обзора отдельного дерева или кустарника (и любого другого вертикального элемента картины) расстояние до него должно быть не менее двойной, а лучше тройной его высоты, тогда вертикальный угол восприятия композиции считается оптимальным.
В малом саду видовые картины могут быть не только замкнутыми, но и направленными из сада на окружающий ландшафт — реку, лес, водоем. В этом случае они зрительно увеличивают площадь садового участка, и он становится частью природного окружения.
При формировании видовых картин в саду нужно помнить о том, что они будут восприниматься не только статично, но и в динамике, при движении по саду, и это обусловит то, что воспринимаемые с одной точки элементы картины переместятся, центр композиции может стать кулисами, и наоборот. Это отличает парковые композиции и видовые картины от застывших пейзажей на полотнах художников. Но, компонуя саму структуру видовой картины, насыщая ее элементами, нужно постоянно помнить о выявлении главного и второстепенного среди ее составляющих. Например, главным может стать декоративный бассейн, тогда кустарник на заднем плане должен быть подчинен выявлению воды и ее окружения так же, как и кулисы из многолетников на переднем плане, но все вместе должно составлять единое целое, не быть раздробленным, чересчур пестрым.
Динамика видовых картин не ограничивается только их изменением при перемещении по саду. Их изменчивость характеризуется еще одним измерением, представляющим одну из главных сложностей ландшафтной архитектуры,— временем. Каждый временной цикл накладывает свой отпечаток на восприятие пейзажа. Суточный цикл дает изменение светотеневого эффекта, сезонный (весна — лето — осень — зима) изменяет внешний вид растений.
Комментарии