Каким может быть цветовое решение сада для садового домика, выполненного из силикатного кирпича или имеющего оштукатуренные белые стены? У входа можно посадить дерево с темной листвой — это может быть вишня или яблоня (в том числе - красиво цветущая розовыми махровыми цветками яблоня Недзвецкого). Мощение из серых бетонных плит станет фоном для низкой живой изгороди из стриженого кизильника блестящего с его темной листвой, которым вы подчеркнете цоколь здания. В тени кизильник примет на себя отраженный свет от стен. Кусочек газона перед домом может быть заменен прекрасным почвопокровным растением — барвинком. Его темная вечнозеленая листва ранней весной бывает украшена многочисленными розовыми или голубыми цветками. Можно посадить здесь можжевельник с темной хвоей либо куст парковых роз с нежно-карминной окраской цветков.
Еще один «инструмент» ландшафтного архитектора — это использование освещенности участка — светотени. С помощью светотени подчеркивается выразительность, объемность растительных групп. Различия в характере освещения участка, его построек и т. п. дают определенные светотеневые эффекты.
Поверхность любого тела отражает падающие на него лучи, образуя на земле неосвещенный участок — падающую тень. На той части тела, куда не попадают световые лучи, образуется собственная тень. На освещенной части изогнутой поверхности — от границы собственной тени в сторону света — образуется полутень. Наконец, в самих тенях могут возникать рефлексы — свет, отраженный от других предметов. Рефлексы особенно заметны на поверхности блестящих предметов — там образуются еще и сверкающие пятна — блики. Эти переходы от света к тени зависят от размещения источника света — перед предметом, сзади от него или сбоку.
Когда источник света находится прямо перед объектом (фронтальное освещение), светотеневые переходы отражены слабо, композиция невыразительна. При боковом освещении они выражены ярче, рельефнее: вы замечали, наверное, как вечерние и утренние косые лучи солнца высвечивают фактуру дерева или куста.
Смена освещения в пейзаже происходит непрерывно: фиксировать какой-либо световой эффект мы можем не более 25—40 минут, однако чем длиннее день, тем продолжительнее световые эффекты.
На участке важно определить длину и направление теней, падающих от предметов в течение дня, чтобы знать затененность участка. В практике ландшафтного проектирования пользуются специальными инсоля- ционными линейками, составленными для различия широт на периоды осеннего и весеннего равноденствия. С их помощью составляются планы расположения падающих теней от деревьев и зданий (существующих проектируемых). Благодаря этим чертежам можно определить контур, разме- щение и размеры освещенных участков и их изменение в течение дня.
Комментарии